Существует очень много моделей велосипедов, различающихся между собой по многим параметрам. Есть модели, которые стоят несколько тысяч рублей, а есть и такие, чья стоимость составляет несколько тысяч долларов. Как не запутаться среди такого разнообразия и принять правильное решение? Предлагаем ознакомиться с несколькими полезными советами.
В первую очередь определитесь с тем, какой велосипед Вам нужен: детский, подростковый или взрослый. Детская версия представляют собой скорее игрушку, а не серьезный транспорт однако эта игрушка очень полезна, поскольку помогает развивать многие физические способности. Выбирая велосипед для своего ребенка, помните о возрасте и росте будущего ездока. Самым маленьким детям (2-3 года) годятся лишь трехколесные велосипеды. Тем, кто постарше (4-7 лет), можно взять более сложное устройство со съемными колесиками по бокам. Подростковые велосипеды созданы для тех, чей возраст составляет уже 8-12 лет и представляют собой миниатюрные копии взрослых велосипедов.
Таблица зависимости роста ребенка и диаметра колеса
Диаметр колеса, дюймы | Рост ребенка, см |
12 | 85-110 |
16 | 100-125 |
20 | 120-145 |
24 | От 145 |
Выбирая горный велосипед, определитесь со своими целями. Если Вы собираетесь ездить по пересеченной местности, тогда подойдет модель с расположенным впереди амортизатором. Если же Ваша цель – практиковаться в прыжках через препятствия, тогда подойдет жесткий аппарат с хорошими тормозами. Если же в Ваши планы входит осуществление скоростных спусков, тогда возьмите двухподвес (модель с двойной амортизацией), отличающийся сверхпрочностью.
Горный велосипед может похвалиться большим количеством скоростей (до 27), а также отличается тем, что его колеса меньше по размерам (диаметр 26 дюймов), а трубы рамы толще. Еще у него более прочные узлы и детали, что увеличивает степень безопасности по время поездок по сложным дорогам. Однако форма рамы и руля не назовешь идеальными для многочасовых поездок.
Туристический велосипед соединяет в себе преимущества дорожного и горного. Он обладает мощным багажником, а также прочными и тяжелыми колесами. На нем хорошо кататься и по шоссе, и по грунтовым дорогам. Грузоподъемность высокая, передач много (от 24 до 27). Однако велосипеды данного типа не могут похвастаться высокой маневренностью и предназначены для размеренной, а не для гоночной езды.
Гибридный велосипед представляет собой удобное устройство для передвижения практически для всех типов дорог. Это комбинация разных элементов горного и туристического велосипедов. Он имеет много скоростей (24-27) позволяет и быстро ехать по шоссе, и передвигаться по горным дорогам. Можно сказать, что это упрощенная версия горного аппарата.
Еще одна категория – велосипеды ВМХ, предназначенные для занятий велосипедным спортом, будь то гонки или фристайл. Специфика ВМХ заключается в отсутствии подвески, при этом переда всего одна. Рама такого велосипеда отличается повышенной прочностью, ее конструкция представляет собой два треугольника с общим основанием. Рамы бюджетных моделей изготавливаются из стали, а у дорогих аппаратов они делаются из легированной стали (другие варианты – титан и алюминий). Руль имеет кроссбар (перекладину посередине), благодаря которой степень прочности существенно увеличивается. Прочие элементы ВМХ велосипеда (например, педали, втулки и тормоза) также имеют свои особенности, обеспечивая возможность успешно проходить мотокросс.
Колеса велосипедов ВМХ самые маленькие и обычно имеют диаметр 20 дюймов, хотя существуют варианты на 24 дюйма и даже больше.
Выбрав тип велосипеда, который Вам больше подходит, обратите внимание на его параметры. В частности, важно учитывать особенности рамы – это один из главных элементов любого велосипеда. Присмотритесь к ее конструкции и соотнесите размер со своим ростом.
Таблица зависимости роста человека и рамы велосипеда
Размер рамы, дюймы | Размер рамы, см | Ваш рост, см. |
13" | 33 | 130 - 145 |
14" | 35,6 | 135 - 155 |
15" | 38,1 | 145 - 160 |
16" | 40,6 | 150 - 165 |
17" | 43,2 | 156 - 170 |
18" | 45,7 | 165 - 178 |
19" | 48,3 | 170 - 180 |
20" | 50,8 | 178 - 185 |
21" | 53,3 | 180 - 190 |
22" | 55,9 | 185 - 195 |
23" | 58,4 | 190 - 200 |
24" | 61 | 195 - 210 |
Для подбора туристического велосипеда пригодится другая таблица:
Размер рамы, см | Рост велосипедиста, см |
49 - 51 | 157 - 163 |
51 - 54 | 163 - 170 |
55 - 57 | 170 - 178 |
57 - 59 | 178 - 183 |
58 - 60 | 183 - 190 |
61 - 63 | 190 - 198 |
Рамы из сплава хрома и молибдена, легче стальных (2,5-3 кг), прочнее, но при этом и дороже. Рамы из алюминия еще легче (1,3-2 кг), однако они очень жесткие и поэтому хорошо передают вибрации, идущие от колес к рулю и сиденью агрегата. Титановые рамы дороже, легкие (1,3-1,6 кг) и очень устойчивы к коррозии. Самая же дорогие и легкие рамы – карбоновые. Они весят лишь около 1 кг, но при этом очень уязвимы к ударам.
Еще один важный параметр велосипеда - размеры его колес. Диаметр колеса может быть от 20 до 28-29 дюймов. Большие колеса хороши тем, что обеспечивают ровный ход, высокую проходимость и большую скорость. Чем меньше колесо, тем меньше и скорость передвижения - однако при этом легче вращать педали.
Помимо всего прочего, важно обратить внимание на особенности амортизаторов. Они делают езду более плавной, поскольку сглаживают тряску от неровностей дороги. В зависимости от расположения амортизаторов, принято выделять два типа велосипедов – двухподвес и хардтейл.
Двухподвесный велосипед дороже и отличается тем, что амортизацию имеют оба его колеса (и переднее, и заднее). Хардтейл же может похвастаться только амортизацией переднего колеса.
Понятно, что двухподвес больше подходит для поездок по бездорожью. Если же Вы предпочитаете ездить по шоссе и более-менее хорошим дорогам, тогда не стоит переплачивать и лучше выбрать модель только с передним амортизатором.
Тормоза современных велосипедов бывают нескольких типов. Например, самые простые дорожные модели имеют ножной тормоз – он срабатывает при вращении педали назад. Ободной тормоз работает благодаря тому, что при нажатии на специальную ручку (она крепится к рулю) к ободу колеса прижимаются колодки.
Более усовершенствованный вариант - дисковые тормоза, которые действуют за счет трения колодок не об обод, а о тормозной диск. Их преимущество в том, что можно не бояться дождя, механизм будет продолжать хорошо работать.
Дисковые тормоза делятся на механические, гидравлические и гибридные. Устройства механического типа управляются благодаря специальному тросу, в то время как гидравлические тормоза управляются гидролиниями (шлангами, заполненными тормозной жидкостью) и оптимальны для экстремального катания. Гибридная система представляет собой сочетание тросов и гидролиний.
Обдумав все нюансы, Вы сможете приобрести надежное транспортное средство, которое верой и правдой прослужит Вам долгие годы. Желаем сделать оптимальный выбор!